На рынке грузоперевозок идет ожесточенная война

24.08.2013

Трагедия, которая произошла под Подольском, является закономерным результатом необъявленной войны, наблюдающейся на российском рынке грузовых перевозок. По экспертным оценкам, свыше 80% грузооборота приходится на долю так называемых «серых» и «черных» перевозчиков – полулегитимных фирм, которые используют старую автотехнику, «левых» водителей и ведут двойную бухгалтерию.

По сути, грузовой сегмент отечественного рынка транспортных услуг сегодня напоминает лоскутное одеяло, вручную сшитое из первых попавшихся обрывков ткани, а поэтому не имеющее ни стиля, ни формы. Здесь функционируют и крупные компании (хотя их не так много), и ряд частных легальных фирм-перевозчиков, представленных разнообразными ООО, ИЧП, ИП, и обычные частные владельцы грузового транспорта, работающие на себя.

Большие компании действуют соответственно своему статусу и возможностям. Они захватили и распределили между собой рынок международных и междугородних перевозок. Как правило, такие компании применяют современную автотехнику, нанимают квалифицированных водителей, обеспечивают страхование, а в случае необходимости – и охрану грузов.

Менее крупные фирмы занимают нишу внутренних грузоперевозок в Москве и прочих больших городах. Уровень ответственности таких компаний заметно ниже. Больше половины рынка приходится на частников, работающих на себя. Обычно подобные перевозчики используют старую автотехнику, выпущенную еще в советское время.

Достаточно выехать за переделы Москвы по любой из вылетных дорог, чтобы найти подтверждение вышесказанному. На обочинах стоят раздолбанные грузовики, а возле них – водители (в основном – представители ближнего зарубежья), предлагающие за скромное вознаграждение транспортировать что угодно и куда угодно, в том числе опасные или негабаритные грузы.

Журналистам, проводившим мини-расследование, один из таких водителей предложил свои услуги по доставке груза в нужную точку, будь она хоть за Садовым кольцом, хоть за МКАДом. Перевозчик сообщил, что владеет двумя старенькими МАЗами, припаркованными на автостоянке неподалеку от кольцевой дороги.

По словам водителя, он работает законно. Машины находятся в его собственности, имеется категория на автотехнику с прицепом. Перевозчик пообещал выписать договор о перевозке груза и любые другие документы, необходимые для транспортировки. Скорее всего, владелец компании, которой принадлежал врезавшийся в автобус КАМАЗ, работал по аналогичному принципу.

Сейчас Госдума предлагает срочно вернуть лицензирование для грузоперевозчиков, отмененное в 2005 г. на основании выкладок Минэкономразвития. Указанное ведомство посчитало, что обязательное лицензирование тормозит развитие малого бизнеса. Однако сами грузоперевозчики отмечают, что существовавший механизм не являлся надежной защитой рынка от недобросовестных игроков. Ведь лицензирование касалось официальных перевозчиков, а не Равшанов на ржавых МАЗах или ЗИЛах.

← Все записи блога